На этой странице учителя найдут разработку урока развития речи по картине В. М. Васнецова "Алёнушка". Его я провожу в 5 классе на уроках литературы после изучения темы "Русские народные сказки". Кроме конспекта урока, здесь вы найдёте презентацию, иллюстрации, образец сочинения.
В. М. Васнецов - замечательный художник конца 19 века. С детства он полюбил русские народные сказки, и когда стал художником, то сделал предметом изображения своих картин сюжеты русских народных сказок и былин.
Его картины словно их продолжение. Вот скачет на сером волке Иван царевич, прижимая к своей груди Елену Прекрасную.
А вот царевна-лягушка танцует перед царём и его гостями.
Героями полотен В. М. Васнецова стали и Спящая царевна, и Царевна Несмеяна, и ковёр-самолёт.
Но, пожалуй, самой знаменитой сказочной картиной художника стала "Алёнушка".
Сегодня мы с вами попытаемся написать сочинение-описание по этому полотну, но прежде посмотрим диафильм (мультфильм) "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".
Перед тем как начать писать сочинение, надо собрать материалы к нему. Этим мы сейчас и займёмся.
Я хочу вам сообщить, что картина пишется красками, а не рисуется, поэтому не пишите в сочинении "нарисовал". Он её написал.
Следующий этап урока - заполнении таблицы материалами к сочинению. Ребята вместе с учителем записывают словосочетания.
В сочинении можно использовать сказочные элементы: зачин, концовку, присказку, оговорку, постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Приведите примеры таких средств, которые подходят к данному сочинению. (Жила была сестрица Алёнушка, и был у неё братец Иванушка. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И будет она жить-поживать да добра наживать. Красна девица, косы длинные, руки белые, ножки быстрые, тёмный лес, рубашечка, глазоньки, рученьки, братец).
Далее составляется план сочинения.
План.
Напоминаю, что каждый пункт плана надо писать с красной строки.
Послушайте теперь образец сочинения.
Жила была сестрица Алёнушка, и был у неё братец Иванушка. Однажды Иванушка не послушался своей сестрицы и превратился в козлёночка.
Это вступление-зачин. Обратите внимание, какой он короткий - всего 2 предложения. Не надо пересказывать всю сказку, достаточно двух предложений.
Сидит Алёнушка у чёрной лесной водицы и оплакивает своего непослушного братца. Вся её фигура выражает скорбь и печаль. Босые ножки поджаты под себя. Белые рученьки обвили колени. Красивая головка склонилась на скрещенные руки.
Видите, о каждом предмете изображения составляется отдельное предложение.
На ней выцветшая рубашка, пёстрая юбка, из-под которой виден край белой сорочки.
Теперь необходимо связать одежду с выражением лица. Как это сделать?
Её бедная одежда вызывает чувство сострадания и жалости. Столь же жалко и её лицо. Оно выражает грусть, задумчивый взгляд устремлён на стоячую гладь лесного пруда.
Видите, как от взгляда можно перейти к пруду.
На чистой водице медленно плывут, как маленькие лебеди, золотистые листочки. Зелёная тонкая осока вытягивается из воды.
Мы ещё не писали о золотых волосах Алёнушки. Как к ним перейти? Лучше от золотистых листочков.
Необыкновенно гармонируют с золотой листвой каштановые рассыпавшиеся волосы Алёнушки. Они волнами спадают на её колени, наполовину закрывая лицо героини.
Густой зелёный ельник враждебно надвинулся на красную девицу, заслоняя лучи заходящего солнца, но тонкие озябшие осинки, дрожа своими листочками, словно две подружки, нашёптывают девушке свои советы.
Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Посмотрите, как хорошо использовать оговорку для перехода к 4 пункту плана.
Найдёт Алёнушка выход из создавшегося положения и снова будет вместе со своим братцем Иванушкой жить-поживать да добра наживать.
Не зря В. М. Васнецов изобразил её на своём замечательном полотне. Алёнушка обладает необыкновенными качествами русского человека: умением любить, заботиться, сопереживать, быть кроткой и терпеливой.
Write a comment
Виктория Александровна (Monday, 23 June 2014 11:40)
Инесса Николаевна, спасибо большое за интересно подобранный материал. Хочу поделиться своим опытом. В работе над картинами ещё хорошо помогает цикл передач "В музей без поводка"
perova3 (Monday, 23 June 2014 12:30)
Спасибо, Виктория Александровна!
Лиза (Wednesday, 08 April 2015 14:44)
Круто. Спасибо. Мне 5 поставили
лиза (Wednesday, 23 March 2016 14:48)
огромное спасибо
Валерия (Friday, 06 May 2016 19:21)
спасибо теперь я знаю что писать в сочинение.
спасибо огромное
Любаня (Wednesday, 12 October 2016 20:24)
Спасибо большое! Вы молодец!
Светлана (Friday, 20 January 2017 22:18)
Благодарю Вас,Инесса Николаевна.
настя (Wednesday, 04 April 2018 19:59)
Очень хороший и понятный пример для написания любово сочинения.Спасибо вам огромное
Ирина Анатольевна (Monday, 18 May 2020 21:59)
Большое спасибо, Инесса Николаевна! Очень легко, непринужденно ведётся речь о картине, а сколько всего при этом дети узнают! И очень удачно введён в урок пример сочинения с комментариями - прекрасный образец работы над анализом собственного текста!